[28.01.2013]
Степаэробика и плоскостопие
Что такое степ-аэробика?
На Руси издавна говорили: «Здоровье, как честь, его надо беречь смолоду».
Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
И надо признать, что в современном обществе всё больше приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.
Чтобы достичь определенного уровня физ. развития детей старшего д/возраста, можно использовать составляющую ритмической гимнастики —степ-аэробику.
Степ в переводе с англ. Означает «Шаг».
Степ в качестве гимнастики или аэробики был изобретён в США в начале 90-х годов фитнесс-инструктором Джиной Миллер, которая приспособила ступеньки крыльца собственного дома для тренировок после перенесённой травмы колена. Джина увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъёма, так появилась степ-аэробика.
Степ – аэробика — это танцевальная аэробика, проводимая со специальными платформами – “степами”.
Специалисты считают, что степ – аэробика прекрасна для профилактики и лечения остеопороза и артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для людей разного возраста. Они великолепно улучшают фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. А применив отягощение(гантели) массой до двух килограмм, можно укрепить мышцы плечевого пояса.
Степ-аэробика уникальна: здесь и темп и интенсивность движений и работа всех мышц и суставов и ритмичная музыка. Использование музыки вызывает у детей эмоции, создаёт хорошее настроение, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.
Занятия степ-аэробики формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.
В степ-аэробике можно применять как простейшие шаговые движения, напоминающие подъем и спуск по лестнице, так и сложные хореографические элементы, а также танцевальные движения и комбинации различного характера. Можно разнообразить движения за счет положения платформы (продольно или поперечно относительно туловища), а также используя две скамейки.
Степы обладают для детей особой привлекательностью, как некоторые ограничители персонального пространства-«домики. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Степ для них становится тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.
При систематическом проведении занятий повышается двигательная активность детей, улучшается осанка, укрепляется опорно-двигательный аппарат, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Занятия на степах учат детей красиво двигаться, дарят им радость ощущения своего тела, уверенности в себе, но главное – прививают любовь к физическим упражнениям, дают возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связанных с движениями.
Занятия на степах оказывают положительное эмоциональное воздействие на организм ребенка, укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом, а также активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение.
Выполняя упражнения на повышенной и ограниченной опоре, у детей развивается вестибулярная устойчивость, глазомер и внимание, координация движений, пространственное восприятие, чувство ритма.
Каждый ребёнок выполняет упражнения на своём определённом месте.
Степ-скамейку можно применять не только с целью воспитания выносливости, в качестве кардио-тренажера, (В 1989 году степ был назван как «мышечный тренажер»), но и использовать для силовых тренировок.
Помните! Здоровье начинается со стопы.
Плоскостопие – болезнь, которую мало кто воспринимает всерьез. Казалось бы – какие неприятности может повлечь за собой уплощение свода стопы, которое и при беглом осмотре не всегда заметишь? Однако врачи не разделяют такого отношения к этому заболеванию: по их мнению, все обстоит намного серьезней. Опасность таит в себе не само плоскостопие, а его возможные последствия для организма. Стопа работает по многу часов подряд, выполняя свою основную функцию – надежной опоры. Ее строение позволяет, кроме того, смягчать возникающие во время ходьбы нагрузки и пружинить, помогая человеку быстро бегать и далеко прыгать. Эти функции стали возможны благодаря наличию в стопе свода, который сформировался в процессе эволюции, как результат прямохождения, и имеется только у человека.
Если ваш ребёнок слишком часто устает во время прогулки, жалуется на боли в стопах и пояснице, а также быстро снашивает обувь, то не исключено, что причина этого – плоскостопие.
Плоскостопие у детей – повод уделить ножкам особое внимание!
На правильное формирование стопы влияет количество нагрузки на нее. Чем меньше двигательной активности у ребенка, тем более вероятно развитие у него плоскостопия. Это особенно актуально для нашего времени, в век высоких технологий и всеобщей компьютеризации. Дети все чаще играм на улице и прогулкам предпочитают компьютер. В итоге все чаще плоскостопие у детей встречается вместе с нарушением осанки .
Чем опасно плоскостопие?
Стоит только мышечно-связочному аппарату ослабнуть, как стопа перестает пружинить. Каждый шаг человека волной отдается в суставах нижних конечностей и, самое главное, в позвоночнике. В результате нагрузка на него значительно увеличивается, из-за чего может нарушиться работа всего опорно-двигательного аппарата и возникнуть деформация осанки. К одним из самых неприятных последствий плоскостопия относятся, как ни парадоксально, головокружения и головные боли: они возникают вследствие зажатости мышц шеи, спровоцированной жесткой, неамортизированной ходьбой
Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.
Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника).
Как справиться с плоскостопием
К сожалению, полностью излечиться от плоскостопия можно лишь в детском возрасте. Очень важно своевременно обратиться к специалисту-ортопеду и в точности выполнять все его предписания. Соответствующий диагноз ставится детям пяти-шести лет и старше: до этого возраста стопа еще формируется. Лечение плоскостопия – достаточно длительный процесс, обычно занимающий несколько месяцев или даже лет. Оно включает в себя специальную гимнастику, массаж, коррекцию режима дня и питания, а нередко – и ношение ортопедической обуви. При условии соблюдения всех рекомендаций врача плоскостопие у детей успешно излечивается.
Одним из основных методов профилактики и лечения плоскостопия у детей является лечебная физкультура. Помимо оздоровительного влияния, лечебная физкультура при плоскостопии способствует укреплению связочного и мышечного аппарата стопы и голени, удерживанию связок стоп в физиологическом положении, снижению утомляемости при длительном стоянии и ходьбе.