Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 22 » Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей :: Плоскостопие 7
17:58

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей :: Плоскостопие 7





плоскостопие 7 лет


^




Специалисты заметили, что скачки развития искривле­ний позвоночника у детей чаще всего совпадают с пери­одами интенсивного роста. Такие периоды общеизвест­ны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с перио­дом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слиш­ком резкий скачок, стоит по­думать о курсе щадящей ма­нуальной терапии. Такие се­ансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.

Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоноч­ника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреж­дениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.

Плоскостопие представляет собой уплощение сводов стопы и бывает продольным и поперечным. Поставить диагноз «Плоскостопие» у детей старше 7 лет несложно, так как именно к этому возрасту происходит формирование всех сводов стопы.






Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие


Сложно диагностировать плоско­стопие у детей раннего возраста, по­тому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от па­тологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефек­тов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возрас­та и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.

Основные симптомы уплощения сво­да стопы (плоскостопия) — боль и изме­нение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощуще­ния. Походка становится менее пластич­ной, нередко к вечеру стопа отекает.

Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло на­много позже года, проявите беспокой­ство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.

Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и дви­жениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свиде­тельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоско­стопием, ходят, развернув носки и широ­ко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, уси­ленно размахивая руками.

Если стопы отклоняются от па­раллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным при­ведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутрен­ний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей по­ходке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.

Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икро­ножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.

Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определе­нии плоскостопия по отпечаткам по­дошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.



Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа

Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовре­мя, можно при определен­ных профессиональных уси­лиях уменьшить нарастаю­щий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.

Приложение 6

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И.п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икро­ножные мышцы и пятки касаются сте­ны, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увели­чен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живо­та и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобе­дренных суставов, и угол его наклона уменьшается.


  1. Потянуть руки и плечи вниз, голо­ву вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

  2. Потянуться вверх всем телом, от го­ловы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

  3. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вы­тягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание по­звоночника можно выполнять сидя.

  1. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
    глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

  2. Сделать два-три шага вперед, при­сесть, встать, принять правильную осан­ку, проверить себя.

  3. Сделать один-два шага вперед, рас­слабить последовательно мышцы шеи,
    плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Вы­прямиться, проверить осанку.

  4. Подняться на носки, скользя спи­ной по стене, потянуться всем телом
    вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

Все эти упражнения можно услож­нять - выполнять, не прислоняясь спи­ной к стене.


^

Наиболее отчетливое ощущение пра­вильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начи­нают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

  1. И.п. - стать спиной к стенке в ос­новной стойке, так чтобы затылок, ло­патки, ягодичные мышцы и пятки каса­лись ее. Сделать шаг вперед, стараясь со­хранить то же положение тела, вернуть­ся к стенке. Повторить несколько раз.

  2. И.п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
    сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И.п. - то же. Сделать шаг вперед, по­вернуться на 360 градусов, выпрямить­ся, вернуться к стенке.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

игровые упражнения для укрепления мышц спины

Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!

  • „Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

  • „Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука ра­ботает вперед или назад.

  • „Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесь­те два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

  • „Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

  • „Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

  • „Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ло­жится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

  • „Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув ру­ки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное по­ложение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
    как рыбка, выпрыгивающая из воды.

  • „Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку до­тянуться до них, встав на цыпочки или под­
    прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.


Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

^

(автор: В. Якименко, инструктор по физической культуре, ЦРР - детский сад № 58,

г. Калининград [27])

Предметом нашего обсуждения в дан­ной статье станет такая форма оздорови­тельной работы, как гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих до­школьных учреждениях ее либо незаслу­женно предали забвению, либо не призна­ют ее потенциала в оздоровлении до­школьников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже нема­ловажно). В условиях дефицита свободно­го времени в режиме дня современного до­школьника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровитель­ную направленность.

Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффектив­ное закаливание детей с учетом предъявля­емых требований сложно. Группу посещают 20-30 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок си­стематически посещает детский сад, другой — часто болеет, третий - перешел из другого детского сада, где не проводилось закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематич­ности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно вклю­чать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограниче­ний. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхатель­ной и звуковой гимнастикой, профилакти­кой и коррекцией нарушений осанки, плос­костопия, упражнениями для глаз, пальчи­ковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотре­нинга и т.д.

В нашем ДОУ комплексы оздорови­тельной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выпол­нения отдельных оздоровительных проце­дур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике под­держивается на протяжении всего года.

Примерная схема проведения оздоро­вительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; уп­ражнения, направленные на профилакти­ку плоскостопия и нарушений осанки; ды­хательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровитель­ная работа; водные процедуры.

Остановимся на методике проведения оздоровительной гимнастики после днев­ного сна. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (иг­ровая комната или раздевалка, в зависимо­сти от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветрива­ния снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

^ направлена на постепенный переход детей ото сна к бодр­ствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гим­настика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчи­ковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растя­жение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, голо­вокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим до­рожкам) или комплекс упражнений, на­правленных на профилактику плоскосто­пия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положени­ем головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.

Далее дети переходят в «теплую» комна­ту, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направ­ленных на профилактику нарушений осан­ки. Чтобы заинтересовать детей, можно ис­пользовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также та­кие упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др. Они выполняются в течение 2-3 минут.

Затем дети вновь переходят в «холод­ную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммуни­тета, профилактики простудных заболева­ний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнасти­ки обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не Принесут вреда, но наибольший оздорови­тельный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

Затем педагог проводит индивидуаль­ную или дифференцированную оздоро­вительную работу с нуждающимися деть­ми (например, с часто болеющими). Он может организовать самостоятельную де­ятельность детей по оздоровлению (на­пример, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каш­таны то правой, то левой ногой). В это вре­мя остальные дети под руководством вос­питателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна со­ставлять не менее 12-15 минут.

Важно отметить, что, внедряя развиваю­щие формы оздоровления дошкольников под руководством В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова с 2002 по 2006 г., мы проводим в игровой форме все оздоровительные меро­приятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать поло­жительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздорови­тельным процедурам. Кроме того, прини­мая определенный игровой образ, дети за­частую лучше понимают технику выполне­ния того или иного упражнения. Таким об­разом, мы одновременно решаем несколь­ко задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формиру­ем осмысленную моторику. А главное - все это доставляет им огромное удовольствие.

^

ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Средний дошкольный возраст

Гимнастика в постели

Потягивание («Снежная королева про­изнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за го­ловой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и ле­вую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

^ (напряжение и рас­слабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуть­ся в клубок, дрожать всем телом, изобра­жая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

^ («зимой очень хо­лодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладо­нями «умыть» лицо. Повторить три-четы­ре раза.

^

Ходьба босиком по корригирующим до­рожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

Комплекс упражнений, проводимых в по­ложении сидя на стульчиках («согреем за­мерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометричес­кие фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, под­нимать ноги на носки, максимально отры­вая пятки от пола; из того же и.п. подни­мать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить шесть- восемь раз.

^

Упражнение «Сосулька». Вис на вытяну­тых руках на турнике детского спортивно­го комплекса или на рейке гимнастической стенки спиной к ней; при этом туловище держать прямо, ноги вместе. Постепенно увеличивать время выполнения упражне­ния (индивидуально для каждого ребенка).

^

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Бьют часы 12 раз». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - наклониться в сторону, ска­зать: «Бом!». Повторить 12 раз.

«Елочка нарядная». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох -приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот тулови­ща в сторону, полуприсед, руки в и.п., ска­зать: «Ах!». Повторить три-четыре раза в каждую сторону.

«Хлопушка». И.п. - стоя на коленях, ру­ки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

«Дует Дед Мороз». И.п. - сидя на кор­точках, ладони сложить «трубочкой» во­круг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить шесть-восемь раз.

^

часто болеющими простудными заболеваниями

Игра «Гонки снежинок». На старте выст­раиваются несколько детей, у каждого сне­жинка, вырезанная из тонкой, легкой бума­ги (например, салфетки). И.п. - стоя с опо­рой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу перед ребенком. По команде дети на­чинают дуть каждый на свою снежинку, что­бы она передвигалась вперед к линии фини­ша. Побеждают дети, прошедшие всю дис­танцию, не касаясь снежинки руками. Затем можно переходить к водным процедурам.

Старший дошкольный возраст Гимнастика в постели

Потягивание. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опус­тить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одно­временно руки и ноги, потянуться, опустить.

«Отдыхаем». И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно под­держивать подбородок. Поочередно сги­бать и разгибать ноги в коленях. Повто­рить три-четыре раза.

^ («помоем голову»). И.п. - сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горя­чая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, на­мыливайте волосы, хорошенько мойте го­лову со всех сторон... Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках ос­талась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно про­мокните волосы. Возьмите расческу и хо­рошенько расчешите волосы. Не нажимай­те гребнем слишком сильно, а то поцарапа­ете кожу головы. Какие вы красивые!».

^

Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на тра­ве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полупри­седе («ежик»), по корригирующим дорож­кам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

^

Физкультминутка «У меня спина пря­мая». И.п. — узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не бо­юсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачива­юсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, Два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешень­ка спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, Два (повороты туловища)!

^ (хатха-йога). И.п. - лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удержи­вать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повто­рить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное. спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к живо­ту, подтянуть голову к коленям и задержать­ся в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. По­вторить упражнение несколько раз.

^

При выполнении упражнений вдох де­лается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И.п. - стойка но­ги врозь, руки перед грудью, сжаты в кула­ки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.

«Летим на ракете». И.п. - стоя на коле­нях, руки вверх, ладони соединить над го­ловой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачи­ваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, про­тяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повто­рить четыре-шесть раз.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. — сидя на корточках, руки над головой сцеп­лены в замок. Вдох - и.п.; выдох - развес­ти руки в стороны, произнести: «Чик». По­вторить четыре-шесть раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. — уз­кая стойка, руки вдоль туловища. Вдох -и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четы­ре-шесть раз.

«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, ру­ки согнуты в локтях и разведены в сторо­ны, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - на­клонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по три-четыре раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.

Самостоятельная работа детей с диа­гнозом «плосковальгусные стопы» на стационарных массажерах. Водные процедуры


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

^

Для профилактики плоскостопия широко применяются массаж и теплые ножные ванны.

Массаж: массируйте плавными, но достаточно сильными движениями пе­реднюю и внутреннюю поверхность голе­ней. Во время массажа стоп особое вни­мание уделяйте подошве. Основные при­емы: поглаживания, растирания, разми­нания в разных направлениях, поколачивания подушечками пальцев. Время од­ной процедуры составляет 10—12 минут.

Хороший результат имеет применение водного массажа. Для этого на дно таза кладут примерно пригоршню речной гальки и наливают воду, температура, которой 40—45°. Школьник погружает ноги в воду и, двигая стопами, перекатывает камешки.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется следующая методика массажа:

Ребенок лежит на спинке, ножками к маме. Начинайте с легких поглаживаний от стоп к бедру. Направляйте движе­ния по заднее-наружной поверхности ножки, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. В конце движения направьте руку к паховой складке. Когда вы массируе­те левую ножку, то придерживайте ее левой рукой, а правой массируйте. Далее сделайте нежные растирания каждой ножки. Переходите к массажу стоп. Легко погладьте сначала тыльную, затем подошвенную стороны стопы. Растирающими движениями проведите большим пальцем руки от пяточки к большому пальчику стопы. Удерживая ножку ребенка одной рукой в области голени, круговыми движениями боль­шого пальца энергично «нарисуйте» восьмерку на стопе малыша. Дальше изобразите запятую. Большим пальцем надавливайте на середину стопы у основания пальцев — пальчики рефлекторно должны сжаться. Затем медленно проведите линию по наружному краю стопы и надавливайте на середину пяточки — пальчики разожмутся. После этого переходите к массажу каждого пальчика.




Физические упражнения для стоп также желательно проводить ежеднев­но. Однако необходимо учесть, что в начале курса занятий упражнения необходимо выполнять из исходного положения сидя или лежа, что исклю­чает влияние веса тела на свод стопы. В дальнейшем, по мере укрепления мышц, можно переходить к выполнению упражнений из исходного положения стоя и в ходьбе.

У детей до 2-летнего возраста вы­полняются пассивные движения ножками и стопами при помощи родителей. Одной рукой держите ножку ребенка, фиксируя голеностопный сустав и пяточку, другой рукой выполняйте сгибание и разгибание в плюсневых суставах стопы.

Активную лечебную гимнастику можно проводить с 2 лет. Из исходного по­ложения лежа ребенок должен оттянуть носки стоп с одновременным припод­ниманием и опусканием их наружного края (5-6 раз). Затем следует произ­вести сгибание ног в коленях, упираясь стопами в пол, развести пятки в стороны и вернуть их в исходное положение (5-6 раз). В этом же положении можно поочередно приподнимать пятки от опоры. Из исходного положения стоя ребенок ставит стопы параллельно, руки на поясе, и выполняет приподни­мание на носки вместе и попеременно. Далее — перекат с пятки на носки и обратно, а также полуприседания и приседания на носках.

При ходьбе ребенок может вставать на носочки, на пяточки, на наружные края стоп. Очень полезно ходить по массажному коврику, перекатывать но­гами палочки, ходить по песку, земле и хвое. Это не только способствует снятию усталости, но и стимулирует биологически активные точки стоп.

^

и формирование свода стопы

Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на ут­ренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних за­даний и т.п. Дозировка упражнений за­висит от возраста и уровня подготов­ленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучива­ния упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Для создания положитель­ного эмоционального фона упражне­ния следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисун­ки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету ком­плекса. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следо­вательно, более качественному выпол­нению упражнений.

«Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

И.п. - стоя, ноги врозь, стопы парал­лельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пола не отрывать).

^

И.п. - стоя на внешней стороне сто­пы, руки на поясе. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с про­движением вперед-назад, вправо-вле­во. То же, крутясь на месте вправо и вле­во.

3. «Смеющийся сурок»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. ^ - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.

4- «Обезьянки-непоседы»

И.п. - сидя по-турецки, руки произ­вольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сто­рону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и.п,

5- «Резвые зайчата»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.


Для каждого занятия выбирают три-пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепле­ние определенных мышц и т.д. - в зави­симости от индивидуальных особенно­стей ребенка.


^

применяемые на занятиях по физической культуре

Дозировка упражнений зависит от возраста ребенка и формы заболевания.

И. П. лежа

  1. Лежа на спине, оттягивать носки обеих ног.

  2. Лежа на спине, поочередно опи­раться носками правой, левой и обеих
    ног с последующим опусканием на на­ружный край стопы.

  3. Лежа на спине, согнув ноги (сто­пы на полу), разводить пятки в стороны.

  4. Лежа на спине, согнув ноги (сто­пы на полу), поочередно и одновремен­но поднимать пятки от опоры.

  5. Лежа на спине, согнув правую ногу (стопа на полу), положить согнутую ле­вую ногу на правую и выполнять круго­вые движения стопой вправо и влево; затем поменять положение ног.

  6. Лежа на спине (ноги согнуты, ко­лени врозь, стопы касаются друг друга
    по подошве), выполнять сведение и раз­ведение коленей.

  7. Лежа на спине, выполнять скользя­щее движение сводом стопы одной ноги
    по голени другой, обхватив ее пальцами.


И. П. сидя

  1. Сидя на стуле (ноги согнуты), вы­полнять поднимание пяток обеих ног и
    поочередно правой и левой.

  2. И. П. тоже. Носки поднять на себя и развести в стороны; вернуться в и. п.

  3. И. П. то же. Поднимание и опуска­ние разноименных пятки и носка.

  4. Сидя на стуле (ноги прямые, на весу), сгибать и разгибать стопы.

  5. Сидя на стуле, захватывание паль­цами ног предметов (платочка, каранда­ша, мяча и др.), перекладывание их дву­мя ногами, затем поочередно одной и
    другой.

  6. Сед на полу «по-турецки».

  7. Сед на полу с прямыми ногами (руки в упоре сзади). Разводя колени, не
    подтягивая стопы, коснуться стопой од­ной ноги стопы другой ноги. Можно выполнять упражнение, сгибая и разгибая ноги, скользя внешними краями стоп по
    полу (стопы вместе).

  8. «Подгребание» пальцами ног ма­терчатого коврика.

  9. Перебрасывание мячей друг дру­гу ногами.

  10. Сидя, одной ногой придерживать лист бумаги, другой ногой рисовать. Карандаш зажать пальцами ноги.

И. П. стоя

  1. Ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе. Встать на носки и пере­катиться на пятки.

  2. Полуприседы и приседы на носках.

  3. Стопы параллельно. Перейти в положение с опорой на наружные края
    стоп и обратно.

  4. Носки вместе, пятки врозь. Полу­приседы.

  5. Стопы параллельно, руки на по­ясе. Поочередное поднимание пяток, не отрывая носков; ходьба на месте.

  6. Стоя на середине гимнастичес­кой палки (стопы параллельно), полу­приседы.

  7. Стоя на гимнастической стенке, хват на уровне груди; ходьба: ноги врозь-
    вместе и приставными шагами.

  8. Стоя на гимнастической стенке на носках, опускать пятки вниз и поднимать­ся на носки.

  9. И. П. стоя на набивном мяче (у опоры). Приседания и балансировка на мяче без опоры.


Упражнения в ходьбе

  1. Ходьба на носках, на пятках.

  2. Ходьба на наружных сводах стопы.

  3. Ходьба с поворотом стоп (нос­ки внутрь, пятки наружу или пятки вместе, носки наружу).

  4. То же упражнение, но на носках.

  5. Ходьба на носках в полупри­седе.

  6. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

  7. Ходьба по ребристой поверхности.

  8. Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек.

  9. Ходьба по наклонной поверх­ности вверх и вниз.

  10. Ходьба по песку


Упражнения для профилактики плоскостопия у школьников

Предлагаем комплекс профилактиче­ских упражнений для свода стопы ослаб­ленного школьника, который можно выполнять как на уроке физической культуры, так и в группах продленного дня, во время занятий физическими уп­ражнениями дома.

Начинать выполнение комплекса ре­комендуется с самомассажа стоп. Осно­ванием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев поглаживаются и растираются стопы от пальцев к пяточ­ной области. Массируются также и голе­ни по направлению от стопы к коленно­му суставу. Самомассаж можно прово­дить и при появлении чувства утомления в ногах после напряженной мышечной работы. Время проведения самомассажа обычно не превышает 2—4 минут.

После массажных движений выпол­няются следующие физические упражне­ния. Все упражнения следует выполнять босиком.

Каток

Школьник стопой катает мяч вперед-назад. Упражнение выполняется по очереди левой и правой ногами в течение 1 — 2 минут.

Сборщик

Сидя на полу (колени полусогнуты), школьник собирает пальцами одной ноги мелкие предметы: ластик, бумаж­ный шарик, карандаш и т.п. и складыва­ет их в кучку. Время выполнения упраж­нения одной ногой 1—2 минуты. Упраж­нение выполняется и другой ногой.

Художник

Ребенок карандашом, зажатым между пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры. Лист бумаги придер­живается второй ногой. Время выполне­ния упражнения 30—50 секунд. Упражне­ние выполняется сначала правой, затем левой ногой.

Гусеница

Школьник сидит на полу, колени по­лусогнуты, пятки прижаты к полу. Сги­бая пальцы ног, ученик подтягивает пят­ку вперед, затем пальцы распрямляются и движение повторяется, тем самым имитируя движения гусеницы. Упражне­ние выполняется двумя ногами одновре­менно в течение 30—50 секунд.

Мельница

Ученик, сидя на полу (ноги прямые), выполняет круговые движения стопой сначала влево, затем вправо. Делается 10—12 кругов в каждую сторону сначала одной, затем другой ногой.

Помимо физических упражнений не­обходимо выполнять и другие меропри­ятия. К ним относятся закаливающие процедуры, общее укрепление организма при помощи дыхательной гимнастики. Для коррекции опорно-двигательного аппарата используют и подвижные игры.

При выборе содержания игры необходимо руководствоваться двумя методиче­скими правилами. Во-первых, в содер­жание подвижных игр не следует вклю­чать те двигательные действия, которые уже выполнялись в других заданиях за­нятия, поскольку однонаправленная ра­бота одних и тех же мышц может приве­сти к быстрому утомлению и перенапря­жению мышц стопы. Например, если на занятии многократно использовались прыжки, то включать прыжковые упраж­нения в содержание игр не рекомендует­ся. Во-вторых, содержание игры должно быть согласовано как с содержанием предшествующей, так и последующей деятельности. Если школьники выпол­няли монотонную, однообразную рабо­ту, например бег (для развития выносли­вости), то целесообразно в подвижную игру внести эмоционально насыщенные двигательные действия. Если же школь­ники выполняли активные действия, связанные с перемещениями, то в игру следует включать малоинтенсивные дви­гательные действия, упражнения на кон­центрацию внимания и т. д.

При проведении занятий рекоменду­ется использовать следующие подвиж­ные игры.

^

Ребенка просят изобразить походку человека, который: оказался один ночью в глухом лесу; купил себе ботинки на размер меньше, со всей силы пнул ногой коробку, а в ней оказался кирпич. Зада­ча остальных детей отгадать изображае­мую ситуацию.

^

Школьники делятся на две команды и строятся в две шеренги друг за другом. По сигналу педагога участники должны по очереди пропрыгать всю дистанцию как кенгуру, лягушка, воробей. Перехо­дить на другой вид прыжков нельзя. За правильное выполнение задания одним ребенком команде дается одно очко. При ошибке одного из участников одно очко снимается. Побеждает команда, набрав­шая больше очков.

Скалолазы

Школьники делятся на две команды и становятся к стене, прислоняясь к ней тремя конечностями. По сигналу педаго­га участники должны пройти вдоль сте­ны, отрывая не больше одной конечно­сти. Тот, кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считает­ся «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом прошедшая дистанцию.

Слалом-гигант

Из стульев делаются две параллельные «трассы слалома», которые соревнующи­еся команды должны преодолеть, двига­ясь вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первая прошедшая трассу без ошибок.

Лошадки

Дети по сигналу педагога: «Лошад­ки» — бегут, высоко поднимая колени. На сигнал: «Кучер» — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Один и тот же сигнал может повторяться несколько раз подряд.

Змейка

Дети идут в колонне от одной сторо­ны площадки к другой, затем поворачи­вают за направляющим, идут навстречу, и так несколько раз (насколько позволит площадка). При ходьбе необходимо со­хранять указанное построение. Пере­движение лучше выполнять под музыку. В процессе выполнения задания темп ходьбы увеличивается.

На занятиях по коррекции плоскосто­пия полезно использовать ходьбу на пят­ках, на внутренней, наружной стороне стопы (по 30—50 секунд), ходьбу на нос­ках, удары по футбольному мячу носком, внутренней стороной стопы, подъемом стопы (по 5—10 ударов), бег с макси­мальной скоростью на короткие дистан­ции (до 20 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой, ходьба на носках), «семенящий» бег.

И последнее. Запомните, что лечение плоскостопия, как, впрочем, и любого другого заболевания, процесс куда как более трудный, чем его предупреждение. Поэтому не пожалейте сил и времени на его профилактику!


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рекомендации по выбору обуви для детей

^ должен начинаться с первых шагов ребенка. Учиться ходить лучше всего в ботиночках с высоким задником (для фиксации голеностопного сустава). Важно обратить внимание, чтобы ботиночки были из мягкой на­туральной кожи и сшиты с небольшим количеством швов. Если надеть обувь из жесткой кожи да еще с жесткой негнущейся подошвой, то ребенок будет часто падать и задевать за все углы, так как не сможет пошевелить ножкой в ботинке. К сожалению, найти хорошую обувь очень сложно, но нужно не торопиться с выбором. Кроме того, у малышей ножка очень пухленькая, а пяточка плоская, поэтому надеть ботиночек с высоким задником чрезвы­чайно сложно — пяточка не опускается до стельки и висит. Чтобы такого не происходило, лучше выбирать такие ботинки, у которых есть большой от­кидывающийся язычок.

Хорошо, если поверхность ботиночка перфорирована, — тогда ножка малыша дышит. Кроме ботиночек существуют туфельки с высоким задником и закры­тым носом. Они также очень удобны и физиологичны. Стелька должна быть из натуральных материалов и не окрашивать носочки, так как красящее вещество может вызвать аллергию.

К сожалению, столь эффек­тивный у подростков и взрослых метод ортопедиче­ской коррекции и профилак­тики — специальные ортопе­дические стельки — для ма­лышей в возрасте до 5 лет не подходит. От ношения таких стелек у них наступает атро­фия связок стопы.

В последнее время во всех средствах массовой информации пропагандируется ношение обуви с супинаторами. Супина­торы — это специальные подкладочки под свод стопы. Но надо помнить, что ношение супинаторов — это лечеб­ное мероприятие, и всем подряд они не нужны, т. к. могут вызвать непра­вильное формирование сводов стопы. У малышей в области сводов находится жировая подушечка, которая является амортизатором, а супинатор будет ее сдавливать. Поэтому надо сначала про­консультироваться у ортопеда. Только выраженные деформации стопы, сильное плоскостопие, боли в ногах, пояснице, спине делают необходимым примене­ние супинаторов. Особенно важно это учитывать у самых маленьких детей, которые только учатся ходить. Лучше лишний раз сделать ребенку массаж, провести лечебную физкультуру и просто походить по теплому песочку.

Плоскостопие у детей дошкольного и раннего школьного возраста обычно не стойкое и хорошо поддается исправле­нию. К 6-7 годам происходит нормали­зация и формирование физиологических сводов стоп. Поэтому врачи-ортопеды сразу не назначают супинаторы. Упраж­нения, укрепляющие мышцы и связки, дают возможность избежать ношения стельки-супинатора.

Подошва в обуви должна быть не скользкой и не очень тонкой. Тонкая подошва не защитит ногу от камешков, бугров и ямок. Обувь обязательно должна иметь каблучок: не более 1-2 см для детей до 2 лет, не более 3-4 см — от 3 лет и старше. Внутренний край обуви должен быть прямым, чтобы первый палец стопы не отводился внутрь.

Многие специалисты подчеркивают, что приобретать обувь на вырост надо разумно. Допускается прибавка на 1,5 см от края ботинка до пальчиков малыша. В противном случае очень большая обувь может привести к под­вывихам костей голеностопного сустава и мелких костей стопы. Ношение тесной обуви также очень вредно. Кроме того, что в тесной обуви неудобно ходить и можно заработать мозоли, также возникает нарушение кровообращения стопы, затруднение венозного и лимфа­тического оттока. Если ребенок долго ходит в тесных ботинках, может раз­виться деформация пальчиков. Поэтому выбор детской обуви — непростое и очень ответственное дело.


ПРИЛОЖЕНИЕ 11


^


(Материалы предоставлены учителем начальных классов

МОУ Сухо-Вязовской СОШ м. р. Волжский Зайцевой Г. Г. [7])


Упражнения для снятия общего утомления





ЧАСЫ

Тик-так, тик-так,-

Так часики стучат.

Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.

Тук - так, тук - так,-

Так колёса стучат.

Правой и левой рукой описывают перед собой круг.

Тук-ток, тук-ток,-

Так стучит молоток.

Изображают кулачками молоточки.

Туки - так, туки - так,-

Каблучки так стучат.

Дети стучат каблучками обуви.


^

Мы писали, мы писали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Чуть покружимся бочком,

Сели и писать начнём!


Упражнения для кистей рук


ДОМИК

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Все пальчики ритмично двигаются.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно сжимаем пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение.

ВОЛНЫ

Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь,

Дети имитируют движение волны.



Гимнастика для улучшения слуха


Работа над улучшением слуха хорошо воздействует на органы зрения. И в свою очередь, работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе.

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

  2. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

  3. Массируем круговыми движениями всё ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.

  4. Слегка подёргать себя за ушки вверх, вниз, в сторону.

  5. Выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону.


Гимнастика для глаз


  1. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

  2. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в нижний левый угол; из левого верхнего угла в нижний правый угол.

  3. Ещё раз посмотреть в углы воображаемого квадрата.


Дыхательная гимнастика


Каша кипит

Выдыхаем через нос, на выдохе произносится слово « пых».

Повторить – 8 раз.

Охота

Дети закрывают глаза. «Охотники» по запаху должны определить, что за предмет (апельсин, лимон, т.д.)

^ .


После глубокого вдоха поётся любой слог (ла – ла – ла...). Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.


^


Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка…

Нежный аромат цветка…

Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом.

Вдох. Выдох.

На вдохе всё тело впитывает воздушный аромат, а на выдохе воздух просачивается наружу…

Вдох… Выдох…




^

(Материалы предоставлены учителем начальных классов

МОУ Воскресенской СОШ м. р. Волжский Бедриной М. А. [1])




1. Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

2.Чтоб все выполнить заданья,

Чуть – чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять,

Теперь спинки держим ровно.

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки

Вспомните все, что повторяли,

Без моей подсказки.

3.Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.


4.Гуси серые летели

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «Раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «Два».


5.Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!


6.Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке,

затем на другой, на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

(Бег на месте.)

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты.)


7.Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.


8.Руки ставим все вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!


9.Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал –

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок,

Положу их в кузовок.


10.Лучшие качели –гибкие лианы

(Дети раскачиваются вперед,

назад, вправо, влево)

Это с колыбели знают обезьяны!

Кто весь век качается,

Да-да-да

(Хлопают в ладоши)

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

(Прыжки на месте)


11.Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд-

Он подпрыгнул десять раз.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг – скок!

Сели травушку покушать,

Тишину послушать.

Тише, тише! Высоко

Прыгай на носках легко.


12.На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.


13.На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимайте руки по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».


14.Спал цветок и вдруг проснулся

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Встали, руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(Покружиться.)


15.Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок

И на места прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

16.Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

17.Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба с подниманием рук.)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем,

(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

(Бег на носочках.)

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

(Наклоны вперед.)


18.Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.


ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Упражнения на снятие общего и локального утомления

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").

^ var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Просмотров: 7020 | Добавил: sherardan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0