^
Специалисты заметили, что скачки развития искривлений позвоночника у детей чаще всего совпадают с периодами интенсивного роста. Такие периоды общеизвестны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с периодом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слишком резкий скачок, стоит подумать о курсе щадящей мануальной терапии. Такие сеансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.
Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоночника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреждениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.
Плоскостопие представляет собой уплощение сводов стопы и бывает продольным и поперечным. Поставить диагноз «Плоскостопие» у детей старше 7 лет несложно, так как именно к этому возрасту происходит формирование всех сводов стопы.
Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие
Сложно диагностировать плоскостопие у детей раннего возраста, потому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от патологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефектов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возраста и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.
Основные симптомы уплощения свода стопы (плоскостопия) — боль и изменение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.
Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло намного позже года, проявите беспокойство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.
Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и движениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свидетельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоскостопием, ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, усиленно размахивая руками.
Если стопы отклоняются от параллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным приведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутренний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей походке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.
Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.
Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определении плоскостопия по отпечаткам подошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.
Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа
Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовремя, можно при определенных профессиональных усилиях уменьшить нарастающий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.
Приложение 6
Упражнения для выработки навыка правильной осанки
И.п. - стоя спиной к стене.
1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.
Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).
Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.
Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.
Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи,
плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.
Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.
Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
^ Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.
И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
И.п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.
И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7игровые упражнения для укрепления мышц спины Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!
„Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!
„Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука работает вперед или назад.
„Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесьте два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).
„Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.
„Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку
„Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ложится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.
„Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув руки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное положение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.
„Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку дотянуться до них, встав на цыпочки или под
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.
Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз
ПРИЛОЖЕНИЕ 8^ (автор: В. Якименко, инструктор по физической культуре, ЦРР - детский сад № 58,
г. Калининград [27])
Предметом нашего обсуждения в данной статье станет такая форма оздоровительной работы, как
гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-30 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой — часто болеет, третий - перешел из другого детского сада, где не проводилось закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.
В нашем ДОУ комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.
Примерная
схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры.
Остановимся на
методике проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создает условия для
контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
^ направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют
корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или
комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.
Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют
комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др. Они выполняются в течение 2-3 минут.
Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить
комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не Принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.
Затем педагог проводит
индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Он может организовать
самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют
водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут.
Важно отметить, что, внедряя развивающие формы оздоровления дошкольников под руководством В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова с 2002 по 2006 г., мы проводим
в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осмысленную моторику. А главное - все это доставляет им огромное удовольствие.
^ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНАСредний дошкольный возраст Гимнастика в постелиПотягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»).
И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.
^ (напряжение и расслабление мышц).
И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.
^ («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»).
И.п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить три-четыре раза.
^ Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).
Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить шесть- восемь раз.
^ Упражнение «Сосулька». Вис на вытянутых руках на турнике детского спортивного комплекса или на рейке гимнастической стенки спиной к ней; при этом туловище держать прямо, ноги вместе. Постепенно увеличивать время выполнения упражнения (индивидуально для каждого ребенка).
^ При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Бьют часы 12 раз». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить 12 раз.
«Елочка нарядная». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох -приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить три-четыре раза в каждую сторону.
«Хлопушка». И.п. - стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.
«Дует Дед Мороз». И.п. - сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить шесть-восемь раз.
^ часто болеющими простудными заболеваниямиИгра «Гонки снежинок». На старте выстраиваются несколько детей, у каждого снежинка, вырезанная из тонкой, легкой бумаги (например, салфетки).
И.п. - стоя с опорой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу перед ребенком. По команде дети начинают дуть каждый на свою снежинку, чтобы она передвигалась вперед к линии финиша. Побеждают дети, прошедшие всю дистанцию, не касаясь снежинки руками. Затем можно переходить к
водным процедурам.Старший дошкольный возраст Гимнастика в постели
Потягивание. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.
«Отдыхаем». И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить три-четыре раза.
^ («помоем голову»).
И.п. - сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон... Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».
^ Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
^ Физкультминутка «У
меня спина прямая». И.п. — узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь
(наклон вперед): Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь
(действия в соответствии с текстом). Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
(повороты туловища)! Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу
(ходьба на месте). Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, Два
(повороты туловища)! Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать
(действия в соответствии с текстом). Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина
(наклоны туловища)! Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, Два
(повороты туловища)!^ (хатха-йога).
И.п. - лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное. спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.
^ При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.
«Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. — сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.
«Пересаживаемся в луноход». И.п. — узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох -и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четыре-шесть раз.
«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по три-четыре раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. — ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.
Самостоятельная работа детей с диагнозом «плосковальгусные стопы» на стационарных массажерах. Водные процедурыПРИЛОЖЕНИЕ 9 ^ Для профилактики плоскостопия широко применяются массаж и теплые ножные ванны.
Массаж: массируйте плавными, но достаточно сильными движениями переднюю и внутреннюю поверхность голеней. Во время массажа стоп особое внимание уделяйте подошве. Основные приемы: поглаживания, растирания, разминания в разных направлениях, поколачивания подушечками пальцев. Время одной процедуры составляет 10—12 минут.
Хороший результат имеет применение водного массажа. Для этого на дно таза кладут примерно пригоршню речной гальки и наливают воду, температура, которой 40—45°. Школьник погружает ноги в воду и, двигая стопами, перекатывает камешки.
Для детей дошкольного возраста рекомендуется следующая методика массажа:
Ребенок лежит на спинке, ножками к маме. Начинайте с легких поглаживаний от стоп к бедру. Направляйте движения по заднее-наружной поверхности ножки, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. В конце движения направьте руку к паховой складке. Когда вы массируете левую ножку, то придерживайте ее левой рукой, а правой массируйте. Далее сделайте нежные растирания каждой ножки. Переходите к массажу стоп. Легко погладьте сначала тыльную, затем подошвенную стороны стопы. Растирающими движениями проведите большим пальцем руки от пяточки к большому пальчику стопы. Удерживая ножку ребенка одной рукой в области голени, круговыми движениями большого пальца энергично «нарисуйте» восьмерку на стопе малыша. Дальше изобразите запятую. Большим пальцем надавливайте на середину стопы у основания пальцев — пальчики рефлекторно должны сжаться. Затем медленно проведите линию по наружному краю стопы и надавливайте на середину пяточки — пальчики разожмутся. После этого переходите к массажу каждого пальчика.
Физические упражнения для стоп также желательно проводить ежедневно. Однако необходимо учесть, что в начале курса занятий упражнения необходимо выполнять из исходного положения сидя или лежа, что исключает влияние веса тела на свод стопы. В дальнейшем, по мере укрепления мышц, можно переходить к выполнению упражнений из исходного положения стоя и в ходьбе.
У детей до 2-летнего возраста выполняются пассивные движения ножками и стопами при помощи родителей. Одной рукой держите ножку ребенка, фиксируя голеностопный сустав и пяточку, другой рукой выполняйте сгибание и разгибание в плюсневых суставах стопы.
Активную лечебную гимнастику можно проводить с 2 лет. Из исходного положения лежа ребенок должен оттянуть носки стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края (5-6 раз). Затем следует произвести сгибание ног в коленях, упираясь стопами в пол, развести пятки в стороны и вернуть их в исходное положение (5-6 раз). В этом же положении можно поочередно приподнимать пятки от опоры. Из исходного положения стоя ребенок ставит стопы параллельно, руки на поясе, и выполняет приподнимание на носки вместе и попеременно. Далее — перекат с пятки на носки и обратно, а также полуприседания и приседания на носках.
При ходьбе ребенок может вставать на носочки, на пяточки, на наружные края стоп. Очень полезно ходить по массажному коврику, перекатывать ногами палочки, ходить по песку, земле и хвое. Это не только способствует снятию усталости, но и стимулирует биологически активные точки стоп.
^ и формирование свода стопы Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
«Веселый зоосад»1. «Танцующий верблюд»И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пола не отрывать).
^ И.п. - стоя на внешней стороне стопы, руки на поясе. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.
3.
«Смеющийся сурок»И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз.
^ - полуприсед на носках, улыбнуться;
3-4 - и.п.
4- «Обезьянки-непоседы»И.п. - сидя по-турецки, руки произвольно.
1-2 - встать;
3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы;
5-6 - сесть;
7-8 - и.п,
5-
«Резвые зайчата»И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 - подскоки на носках.
Для каждого занятия выбирают три-пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т.д. - в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
^ применяемые на занятиях по физической культуре Дозировка упражнений зависит от возраста ребенка и формы заболевания.
И. П. —
лежа
Лежа на спине, оттягивать носки обеих ног.
Лежа на спине, поочередно опираться носками правой, левой и обеих
ног с последующим опусканием на наружный край стопы.
Лежа на спине, согнув ноги (стопы на полу), разводить пятки в стороны.
Лежа на спине, согнув ноги (стопы на полу), поочередно и одновременно поднимать пятки от опоры.
Лежа на спине, согнув правую ногу (стопа на полу), положить согнутую левую ногу на правую и выполнять круговые движения стопой вправо и влево; затем поменять положение ног.
Лежа на спине (ноги согнуты, колени врозь, стопы касаются друг друга
по подошве), выполнять сведение и разведение коленей.
Лежа на спине, выполнять скользящее движение сводом стопы одной ноги
по голени другой, обхватив ее пальцами.
И. П. —
сидя
Сидя на стуле (ноги согнуты), выполнять поднимание пяток обеих ног и
поочередно правой и левой.
И. П. тоже. Носки поднять на себя и развести в стороны; вернуться в и. п.
И. П. то же. Поднимание и опускание разноименных пятки и носка.
Сидя на стуле (ноги прямые, на весу), сгибать и разгибать стопы.
Сидя на стуле, захватывание пальцами ног предметов (платочка, карандаша, мяча и др.), перекладывание их двумя ногами, затем поочередно одной и
другой.
Сед на полу «по-турецки».
Сед на полу с прямыми ногами (руки в упоре сзади). Разводя колени, не
подтягивая стопы, коснуться стопой одной ноги стопы другой ноги. Можно выполнять упражнение, сгибая и разгибая ноги, скользя внешними краями стоп по
полу (стопы вместе).
«Подгребание» пальцами ног матерчатого коврика.
Перебрасывание мячей друг другу ногами.
Сидя, одной ногой придерживать лист бумаги, другой ногой рисовать. Карандаш зажать пальцами ноги.
И. П. —
стоя
Ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе. Встать на носки и перекатиться на пятки.
Полуприседы и приседы на носках.
Стопы параллельно. Перейти в положение с опорой на наружные края
стоп и обратно.
Носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
Стопы параллельно, руки на поясе. Поочередное поднимание пяток, не отрывая носков; ходьба на месте.
Стоя на середине гимнастической палки (стопы параллельно), полуприседы.
Стоя на гимнастической стенке, хват на уровне груди; ходьба: ноги врозь-
вместе и приставными шагами.
Стоя на гимнастической стенке на носках, опускать пятки вниз и подниматься на носки.
И. П. стоя на набивном мяче (у опоры). Приседания и балансировка на мяче без опоры.
Упражнения в ходьбе
Ходьба на носках, на пятках.
Ходьба на наружных сводах стопы.
Ходьба с поворотом стоп (носки внутрь, пятки наружу или пятки вместе, носки наружу).
То же упражнение, но на носках.
Ходьба на носках в полуприседе.
Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
Ходьба по ребристой поверхности.
Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек.
Ходьба по наклонной поверхности вверх и вниз.
Ходьба по песку
Упражнения для профилактики плоскостопия у школьников Предлагаем комплекс профилактических упражнений для свода стопы ослабленного школьника, который можно выполнять как на уроке физической культуры, так и в группах продленного дня, во время занятий физическими упражнениями дома.
Начинать выполнение комплекса рекомендуется с самомассажа стоп. Основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев поглаживаются и растираются стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также и голени по направлению от стопы к коленному суставу. Самомассаж можно проводить и при появлении чувства утомления в ногах после напряженной мышечной работы. Время проведения самомассажа обычно не превышает 2—4 минут.
После массажных движений выполняются следующие физические упражнения. Все упражнения следует выполнять босиком.
Каток Школьник стопой катает мяч вперед-назад. Упражнение выполняется по очереди левой и правой ногами в течение 1 — 2 минут.
Сборщик Сидя на полу (колени полусогнуты), школьник собирает пальцами одной ноги мелкие предметы: ластик, бумажный шарик, карандаш и т.п. и складывает их в кучку. Время выполнения упражнения одной ногой 1—2 минуты. Упражнение выполняется и другой ногой.
Художник Ребенок карандашом, зажатым между пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры. Лист бумаги придерживается второй ногой. Время выполнения упражнения 30—50 секунд. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой.
Гусеница Школьник сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, ученик подтягивает пятку вперед, затем пальцы распрямляются и движение повторяется, тем самым имитируя движения гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30—50 секунд.
Мельница Ученик, сидя на полу (ноги прямые), выполняет круговые движения стопой сначала влево, затем вправо. Делается 10—12 кругов в каждую сторону сначала одной, затем другой ногой.
Помимо физических упражнений необходимо выполнять и другие мероприятия. К ним относятся закаливающие процедуры, общее укрепление организма при помощи дыхательной гимнастики. Для коррекции опорно-двигательного аппарата используют и подвижные игры.
При выборе содержания игры необходимо руководствоваться двумя методическими правилами. Во-первых, в содержание подвижных игр не следует включать те двигательные действия, которые уже выполнялись в других заданиях занятия, поскольку однонаправленная работа одних и тех же мышц может привести к быстрому утомлению и перенапряжению мышц стопы. Например, если на занятии многократно использовались прыжки, то включать прыжковые упражнения в содержание игр не рекомендуется. Во-вторых, содержание игры должно быть согласовано как с содержанием предшествующей, так и последующей деятельности. Если школьники выполняли монотонную, однообразную работу, например бег (для развития выносливости), то целесообразно в подвижную игру внести эмоционально насыщенные двигательные действия. Если же школьники выполняли активные действия, связанные с перемещениями, то в игру следует включать малоинтенсивные двигательные действия, упражнения на концентрацию внимания и т. д.
При проведении занятий рекомендуется использовать следующие подвижные игры.
^ Ребенка просят изобразить походку человека, который: оказался один ночью в глухом лесу; купил себе ботинки на размер меньше, со всей силы пнул ногой коробку, а в ней оказался кирпич. Задача остальных детей отгадать изображаемую ситуацию.
^ Школьники делятся на две команды и строятся в две шеренги друг за другом. По сигналу педагога участники должны по очереди пропрыгать всю дистанцию как кенгуру, лягушка, воробей. Переходить на другой вид прыжков нельзя. За правильное выполнение задания одним ребенком команде дается одно очко. При ошибке одного из участников одно очко снимается. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Скалолазы Школьники делятся на две команды и становятся к стене, прислоняясь к ней тремя конечностями. По сигналу педагога участники должны пройти вдоль стены, отрывая не больше одной конечности. Тот, кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом прошедшая дистанцию.
Слалом-гигант Из стульев делаются две параллельные «трассы слалома», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первая прошедшая трассу без ошибок.
Лошадки Дети по сигналу педагога: «Лошадки» — бегут, высоко поднимая колени. На сигнал: «Кучер» — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Один и тот же сигнал может повторяться несколько раз подряд.
Змейка Дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой, затем поворачивают за направляющим, идут навстречу, и так несколько раз (насколько позволит площадка). При ходьбе необходимо сохранять указанное построение. Передвижение лучше выполнять под музыку. В процессе выполнения задания темп ходьбы увеличивается.
На занятиях по коррекции плоскостопия полезно использовать ходьбу на пятках, на внутренней, наружной стороне стопы (по 30—50 секунд), ходьбу на носках, удары по футбольному мячу носком, внутренней стороной стопы, подъемом стопы (по 5—10 ударов), бег с максимальной скоростью на короткие дистанции (до 20 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой, ходьба на носках), «семенящий» бег.
И последнее. Запомните, что лечение плоскостопия, как, впрочем, и любого другого заболевания, процесс куда как более трудный, чем его предупреждение. Поэтому не пожалейте сил и времени на его профилактику!
ПРИЛОЖЕНИЕ 10Рекомендации по выбору обуви для детей^ должен начинаться с первых шагов ребенка. Учиться ходить лучше всего в ботиночках с высоким задником (для фиксации голеностопного сустава). Важно обратить внимание, чтобы ботиночки были из мягкой натуральной кожи и сшиты с небольшим количеством швов. Если надеть обувь из жесткой кожи да еще с жесткой негнущейся подошвой, то ребенок будет часто падать и задевать за все углы, так как не сможет пошевелить ножкой в ботинке. К сожалению, найти хорошую обувь очень сложно, но нужно не торопиться с выбором. Кроме того, у малышей ножка очень пухленькая, а пяточка плоская, поэтому надеть ботиночек с высоким задником чрезвычайно сложно — пяточка не опускается до стельки и висит. Чтобы такого не происходило, лучше выбирать такие ботинки, у которых есть большой откидывающийся язычок.
Хорошо, если поверхность ботиночка перфорирована, — тогда ножка малыша дышит. Кроме ботиночек существуют туфельки с высоким задником и закрытым носом. Они также очень удобны и физиологичны. Стелька должна быть из натуральных материалов и не окрашивать носочки, так как красящее вещество может вызвать аллергию.
К сожалению, столь эффективный у подростков и взрослых метод ортопедической коррекции и профилактики — специальные ортопедические стельки — для малышей в возрасте до 5 лет не подходит. От ношения таких стелек у них наступает атрофия связок стопы.
В последнее время во всех средствах массовой информации пропагандируется ношение обуви с супинаторами. Супинаторы — это специальные подкладочки под свод стопы. Но надо помнить, что ношение супинаторов — это лечебное мероприятие, и всем подряд они не нужны, т. к. могут вызвать неправильное формирование сводов стопы. У малышей в области сводов находится жировая подушечка, которая является амортизатором, а супинатор будет ее сдавливать. Поэтому надо сначала проконсультироваться у ортопеда. Только выраженные деформации стопы, сильное плоскостопие, боли в ногах, пояснице, спине делают необходимым применение супинаторов. Особенно важно это учитывать у самых маленьких детей, которые только учатся ходить. Лучше лишний раз сделать ребенку массаж, провести лечебную физкультуру и просто походить по теплому песочку.
Плоскостопие у детей дошкольного и раннего школьного возраста обычно не стойкое и хорошо поддается исправлению. К 6-7 годам происходит нормализация и формирование физиологических сводов стоп. Поэтому врачи-ортопеды сразу не назначают супинаторы. Упражнения, укрепляющие мышцы и связки, дают возможность избежать ношения стельки-супинатора.
Подошва в обуви должна быть не скользкой и не очень тонкой. Тонкая подошва не защитит ногу от камешков, бугров и ямок. Обувь обязательно должна иметь каблучок: не более 1-2 см для детей до 2 лет, не более 3-4 см — от 3 лет и старше. Внутренний край обуви должен быть прямым, чтобы первый палец стопы не отводился внутрь.
Многие специалисты подчеркивают, что приобретать обувь на вырост надо разумно. Допускается прибавка на 1,5 см от края ботинка до пальчиков малыша. В противном случае очень большая обувь может привести к подвывихам костей голеностопного сустава и мелких костей стопы. Ношение тесной обуви также очень вредно. Кроме того, что в тесной обуви неудобно ходить и можно заработать мозоли, также возникает нарушение кровообращения стопы, затруднение венозного и лимфатического оттока. Если ребенок долго ходит в тесных ботинках, может развиться деформация пальчиков. Поэтому выбор детской обуви — непростое и очень ответственное дело.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
^
(Материалы предоставлены учителем начальных классов
МОУ Сухо-Вязовской СОШ м. р. Волжский Зайцевой Г. Г. [7])
Упражнения для снятия общего утомления
ЧАСЫ
Тик-так, тик-так,-
Так часики стучат.
Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.
Тук - так, тук - так,-
Так колёса стучат.
Правой и левой рукой описывают перед собой круг.
Тук-ток, тук-ток,-
Так стучит молоток.
Изображают кулачками молоточки.
Туки - так, туки - так,-
Каблучки так стучат.
Дети стучат каблучками обуви.
^
Мы писали, мы писали,
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покружимся бочком,
Сели и писать начнём!
Упражнения для кистей рук
ДОМИК
Раз, два, три, четыре, пять.
Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.
Вышли пальчики гулять.
Все пальчики ритмично двигаются.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочерёдно сжимаем пальцы в кулак, начиная с мизинца.
В домик спрятались опять.
Возвращаемся в исходное положение.
ВОЛНЫ
Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь,
Дети имитируют движение волны.
Гимнастика для улучшения слуха Работа над улучшением слуха хорошо воздействует на органы зрения. И в свою очередь, работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе.
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Массируем круговыми движениями всё ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.
Слегка подёргать себя за ушки вверх, вниз, в сторону.
Выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону.
Гимнастика для глаз
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в нижний левый угол; из левого верхнего угла в нижний правый угол.
Ещё раз посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Дыхательная гимнастикаКаша кипит Выдыхаем через нос, на выдохе произносится слово « пых».
Повторить – 8 раз.
Охота Дети закрывают глаза. «Охотники» по запаху должны определить, что за предмет (апельсин, лимон, т.д.)
^ .
После глубокого вдоха поётся любой слог (ла – ла – ла...). Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.
^ Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка…
Нежный аромат цветка…
Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом.
Вдох. Выдох.
На вдохе всё тело впитывает воздушный аромат, а на выдохе воздух просачивается наружу…
Вдох… Выдох…
^
(Материалы предоставлены учителем начальных классов
МОУ Воскресенской СОШ м. р. Волжский Бедриной М. А. [1])
1. Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражнения:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
2.Чтоб все выполнить заданья,
Чуть – чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.
3.Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
4.Гуси серые летели
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «Раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «Два».
5.Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
6.Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
(Дети выполняют движения)
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке,
затем на другой, на двух сразу.)
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте.)
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты.)
7.Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
8.Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
9.Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок,
Положу их в кузовок.
10.Лучшие качели –гибкие лианы
(Дети раскачиваются вперед,
назад, вправо, влево)
Это с колыбели знают обезьяны!
Кто весь век качается,
Да-да-да
(Хлопают в ладоши)
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
(Прыжки на месте)
11.Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд-
Он подпрыгнул десять раз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг – скок!
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише! Высоко
Прыгай на носках легко.
12.На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
13.На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимайте руки по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
14.Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Встали, руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(Покружиться.)
15.Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на места прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
16.Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
17.Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба с подниманием рук.)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем,
(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
(Бег на носочках.)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны вперед.)
18.Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Упражнения на снятие общего и локального утомления Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").
^
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}