РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК»
Лабораторная работа № 1: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ» Оборудование: лист бумаги, карандаш. Подготовка к работе. Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу. Порядок работы: 1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах (см. рис. 85). 2. Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней части. 3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах. Оценка результатов. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, то стопа нормальная, плоскостопия нет. Лабораторная работа № 2. «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ФАЗЕ ВДОХА И ВЫДОХА» Порядок работы: (Проба проводится в положении сидя). 1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох. 2. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет. 3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат. 4. Отдохните 5-7 минут. 5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер. 6. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат. Оценка результатов: Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие - хорошими. Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек. Лабораторная работа № 3. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА» Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы). Порядок работы. 1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы. 2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице. 3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы). Оценка результатов. Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника). Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-« (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника). Лабораторная работа № 4. «ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ» Порядок работы: 1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены. 2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. 3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь. Оценка результатов. В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Лабораторная работа № 5. «ОБЪЕМ КРОВИ» у мужчин - около 5 л. у женщин - около 4 л. С О С Т А В К Р О В И плазма - 55% форменные элементы - 45% эритроциты - 4,5 - 5 млн. В 1 мм в кубе лейкоциты - 4 - 9 тыс. В 1 мм в кубе скорость оседания эритроцитов - 1 - 1,5 мм/ч содержание гемоглобина - 7 - 8 ммоль/л Сравните данные показатели с анализом вашей крови, если она у вас есть. СЕРДЕЧНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 60-80 в 1 мин. Артериальное давление (в возрасте 16-45 лет) максимальное - 110 - 126 мм рт.ст. минимальное - 60 - 85 мм рт.ст. При возможности измерьте давление крови в вашем организме. Сравните показатели. ЧИСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ у взрослого в покое - 16-20 в 1 мин. ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ у взрослого - 3-5 л При возможности измерьте спирометром жизненную емкость ваших легких. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ВИТАМИНАХ аскорбиновая кислота (витамин С) - 25-50 мг витамин А - 1 мг витамин ВI - около 1 мг СОСТАВ МОЧИ мочевина - 2,0 мочевая кислота - 0,05 сахар - нет белок - нет соли фосфорной кислоты - 0,15 - 0,27 соли серной кислоты - 0,18 Лабораторная работа № 6."ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ" Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты. Цель работы: Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Порядок работы: 1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине накрахмаленного бинта. 2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин., а затем опустите в раствор йода. 3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результат опыта. Отчетное задание. Запишите в тетрадь результаты работы по плану: 1. Цель опыта. 2. Ход опыта. 3. Результат опыта. 4. Вывод из опыта. Лабораторная работа № 7. "ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ" Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ый раствор _________, водяная баня, лед. Цель работы: Выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки. Порядок работы: 1. В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца. 2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока. 3. Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С. 4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом. 5. В третью пробирку 3 капли 0,5%-го раствора ____________ и поставьте ее на водяную баню при температуре +37°С. 6. Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок. Отчетное задание 1. Заполните таблицу: ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА Условия опыта Наблюдения Выводы из опыта 2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки. Лабораторная работа № 8. "ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ЧЕЛОВЕКА" Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода (цвета крепкого чая), чистая ложечка или стеклянная лопаточка. Цель работы: 1. Изучить клетки слизистой оболочки рта человека. 2. Убедиться в клеточном строении тела человека. Порядок работы 1. Приготовьте чистые покровное и предметное стекла, капните 2 капли раствора йода или чернил на середину предметного стекла. 2. Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой по внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделайте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом (300х). 3. Рассмотрите форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро. Отчетное задание: 1. Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них. 2. Запишите в тетради вывод: "Я убедился, что мое тело построено из __________ , как и тела растений, животных, грибов, бактерий, что говорит о _________". Лабораторная работа № 9. "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ" Оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт. Цель работы: 1. Научиться накладывать жгут. 2. Уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы. Порядок работы: 1. Прочитайте в x23 учебника правила наложения жгута. 2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения. 3. Забинтуйте место условного повреждения артерии. Отчетное задание 1. Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий: а) сначала надо определить вид кровотечения, так как _________ . б) жгут следует накладывать __________ места повреждения, так как _________ . в) жгут надо накладывать так, чтобы __________. г) жгут надо держать примерно __________ часа, так как ____________. Лабораторная работа № 10. "ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ" Оборудование: часы с секундной стрелкой. Цель работы: 1.Научиться подсчитывать пульс. 2. С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях. Порядок работы: 1. Прочитайте параграф 20 учебника. Ответьте на вопросы: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека. 2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать. 3. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин: а) в положении сидя. б) в положении стоя. в) после 10 приседаний. Отчетное задание: 1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов. 2. Заполните таблицу: ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКИ Число пульсовых ударов в 1 мин при покое после 10 приседаний в положении сидя в положении стоя 3. Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке. Лабораторная работа № 11. "ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ" Оборудование: крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундной стрелкой. Цель работы: Изучить условия, при которых удается удерживать внимание на объекте. Порядок работы: 1. Посмотрите на рисунок усеченной пирамиды и понаблюдайте иллюзию, при которой она видна вам то с вершины, то с широкого основания. 2. За 30 с (сигнал подает учитель) просчитайте, сколько раз изменялся образ пирамиды, умножьте на 2 (за 1 мин) и цифру запишите. 3. Старайтесь удержать внимание на каждом изображении, применив волевое усилие. Каждое изменение считайте, увеличивайте вдвое, цифру запишите. 4. Представьте, что это комната, в которой вам предстоит разместить мебель и другие предметы. Каждое изменение считайте, умножайте, записывайте. Отчетное задание: В тетради опишите: цель опыта, ход опыта, результаты опыта. 1. Отсутствие установки для удержания образа - _______ раз. 2. При волевом усилии - ________ раз. 3. Активная работа с объектом - ___________ раз. Выводы: Для того чтобы развить внимание, на котором основывается память, надо: 1. ____________ . 2. ____________ . Лабораторная работа № 12. "МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ" Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (300х). Цель работы: 1. Изучить строение крови человека и лягушки. 2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода. Порядок работы: 1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита. 2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра. Отчетное задание: 1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки. 2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения. 3. Запишите в тетради, эритроциты чьей крови - человека или лягушки - способны переносить больше кислорода. Объясните причину. 4. Запишите вывод: "Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении
Источник: do.znate.ru
|
|